РЕЦЭП Logo Главная PageSitemapContactEnglish Language This project is funded by the EU
RECEP Logo This publication has been produced with the assistance of the European Union. The contents of this publication is the sole responsibility of the RECEP project and can in no way be taken to reflect the views of the European Union.
Российско-Европейский Центр Экономической Политики (РЕЦЭП) Российско-Европейский Центр Экономической Политики (РЕЦЭП)
ГЛАВНАЯ
ПРОЕКТ РЕЦЭП
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРА
ДОКУМЕНТЫ & ПУБЛИКАЦИИ
ЦЕНТР ДОКУМЕНТАЦИИ
КОНТАКТЫ
   MENU
   Группа Социально-
    Экономических Реформ
   Группа отношений ЕС и РФ
   Группа PR
   Группа увеличения объемов
    финансирования и развития
   >> // www.recep.ru // ru // Главная //

Подготовка экономистов в свете Болонского процесса: опыт экономического факультета МГУ

В.П. Колесов
Краткосрочный эксперт по Болонскому процессу, РЕЦЭП
Декан экономического факультета МГУ

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова — сложная система, включающая в себя 28 факультетов, множество НИИ, музеев, баз и других объектов. Университет является родоначальником высшего образования в стране, выпустил за четверть века своего существования сотни тысяч питомцев, многие из которых оставили яркий след в истории страны, и сегодня он по-прежнему пользуется высокой репутацией первоклассного вуза.

Экономический факультет МГУ — один из динамичных факультетов, вышедший на уровень ежегодного приёма на все ступени в 1000 человек и ставший по этому показателю одним из ведущих факультетов. Однако более интересными и в долгосрочной перспективе наиболее важными представляются качественные изменения, которые факультет претерпел с началом неизбежной в 90-х гг. модернизации университетского экономического образования. Они коснулись содержания образования, ступеней (переход на двухступенчатую систему), организации и технологии обучения, материальной и финансовой базы и оказались созвучными основным направлениям болонского процесса, которые приобрели чёткие очертания так же в 90-е годы.

Ключевые слова болонского процесса: степени, ступени, кредитные часы, мобильность, качество, европейское измерение образования.

Коренная ломка политических и экономических устоев российского общества, рубежом которой принято считать 91-й год, мало отразилась на содержании образования большинства факультетов МГУ, особенно естественных. Экономический факультет в этом отношении оказался в более серьёзном положении. Уже в конце 80-х годов стала сомнительной практика подготовки специалистов по марксистской политэкономии, планированию и отдельно математическим методам анализа экономики. С переходом к рынку профессия экономиста принципиально изменилась по своей сути. Освобождение от идеологических канонов делало и возможным и необходимым освоение накопленного в мире экономического знания, древо которого оказалось не менее могучим и разветвлённым, чем, скажем, древо знания физического. Экономисты обнаружили, что “сидели” до этого лишь на одной его ветви — ветви радикальной экономической мысли, ориентированной на слом раннекапиталистического общества и мало приспособленной для позитивного поступательного развития современного общества. Конкретно-экономические знания, выстроенные по отраслевому принципу, также в значительной мере обесценились, а инструментальные оказались недостаточно развитыми и тоже не совсем отвечали запросам времени. Легче всего было бы пойти по пути замены отживших специальностей на десяток модных тогда профессий типа маркетинг, бухучёт, логистика и т. д., но это было бы не университетское решение.

Университетский ответ этому вызову виделся в обновлении содержания университетского экономического образования на пути освоения более двух десятков новых для нас учебных дисциплин (микро- и макроэкономика, институциональная экономика, международная экономика, экономика отраслевых рынков и др.), а также обновления дисциплин, сохранивших традиционное название (статистика, бухгалтерский учёт, которые нужно было перевести на международную систему национальных счетов, и др.). Учёный совет и большая часть преподавательского корпуса приняли именно такое направление обновления содержания, но оно, помимо очевидных трудностей переобучения самих преподавателей, показало, что переход на узкие специальности не только не желателен, но и невозможен.

При сохранении основ общеобразовательной математической, языковой, философской и правовой подготовки все общеэкономические и конкретно-экономические дисциплины в учебный план любого специалиста включить было бы невозможно, даже при увеличении аудиторной нагрузки студента до 40 часов в неделю. Выход был найден в реализации идеи двухступенчатого образования на основе той нормативной базы, которую успело создать последнее союзное Министерство высшего образования времён министра Г. Ягодина.

Весною 1991г. Учёный Совет факультета принял решение о таком переходе, Учёный Совет МГУ поддержал его в порядке эксперимента, в итоге факультет осуществил первый приём на программу бакалавра и осенью (после скандального путча) начал практическую подготовку по этой программе, отказавшись полностью от набора по специальностям. На момент публикации данного материала, подготовка по двухуровневой системе ведётся уже 14 лет.

Таким образом, изменение профессии экономиста, принципиальное её обновление, потребовало серьёзного пересмотра содержания университетского экономического образования, а обновление содержания оказалось невозможным без изменения его сложившейся структуры. Формирование содержания в условиях возросшей его сложности и стремлении охватить всё сколько-нибудь важные направления расширяло “образовательное поле” факультета, до 300 курсов (с учётом общеобразовательных дисциплин, версий одних и тех же дисциплин для разных направлений и потоков —экономика, менеджмент, вечернее отделение — и спецкурсов) и потребовало нового подхода к их структурированию. Суть этого подхода виделась в выделении общеэкономической теоретической подготовки в отдельный бакалаврский цикл, а конкретные экономические знания в разных областях, профессиональные навыки и умения — в другой, магистерский. Этот цикл позволял развернуть любое количество программ и специализаций внутри программ. Сегодня это 16 программ по 3-4 специализации в каждой.

Структурирование содержания университетского экономического образования не ограничилось переходом на 2 ступени образования. Потребовались и другие шаги. Один из них — разграничение экономического и управленческого образования. Сегодня экономическая ветвь примерно на 1/5 представлена дисциплинами управленческого образования, а последнее не менее чем на 1/3 сформировано дисциплинами экономического знания. На ступени бакалавра они представлены двумя направлениями — экономика и менеджмент. На ступени магистра направление “экономика” представлено преимущественно теоретическими программами, а направление “менеджмент” в основном конкретно-экономическими программами.

Следующим шагом в структурировании содержания образования стало более чёткое разделение обширного перечня дисциплин на блоки:

  • общеобразовательный (правоведение, социология, политология, социальная психология, деловой русский язык, иностранные языки и т. д.),
  • фундаментальный, составляющий основу или ядро знаний будущего экономиста (микро- и макроэкономика, эконометрика, история экономических учений и др.),
  • конкретно-экономический (экономика общественного сектора, экономика отраслевых рынков, экономика труда, экономика фирмы, прикладные и финансовые дисциплины и т.д.),
  • инструментальный (матанализ, линейная алгебра, теория вероятностей, статистика, экономическая информатика и др.).

Даже в чём-то условное, такое деление позволяет лучше видеть конечные цели обучения, компетентностные характеристики выпускников разных программ, более взвешенно подходить к сочетанию дисциплин и находить их оптимальное соотношение, сдерживать лоббистские устремления кафедр и решать другие методические проблемы.

Для экономического образования во всём мире традиционно большое значение имеет использование методик преподавания, обеспечивающих постепенное, многоступенчатое погружение в наиболее сложные области экономического знания или дисциплины. Поэтому в учебные планы подготовки бакалавров и магистров введены курсы с одинаковыми названиями, но указанием сложности, глубины изучения. Например, микроэкономика 1, микроэкономика 2, микроэкономика 3 или макроэкономика 1, макроэкономика 2, макроэкономика 3. Нередко, курсы могут иметь разные названия, но по содержанию также обеспечивают взаимосвязанную систему. Например, подготовка бакалавров по направлению “Экономика” предусматривает обязательное изучение курса “Международная экономика”, в учебном плане подготовки магистров по программе “Мировая экономика” вместо соответствующих разделов этого курса появляются два самостоятельных курса “Теория международной торговли” и “Международные валютно-финансовые отношения”.

В более общем смысле структурирование экономического знания потребовало решения задачи эшелонирования получаемых студентами знаний.

Известно, что постоянный процесс отпочковывания отдельных областей знания при длительном господстве моноступенчатой стандартной системы обучения приводит к построению обучения по принципу “вложим в голову студента всё, что знаем сами“.

Поскольку каждый преподаватель считает преподаваемую им дисциплину самой важной и необходимой в подготовке специалиста, то следование этому принципу ведёт или к перегрузке студента или, в случае авторитетного давления (административное, академическое, отраслевое т.д.) к выделению узкопрофильного знания в отдельную специальность. И хотя межотраслевая комиссия при Минобре (до реформирования последнего в 2004 г.) периодически “укрупняла” социалистическую, по сути “номенклатуру специальностей”, однако успела уже в условиях новой России наплодить сотни “специальностей”, часть которых имеет весьма экзотическое название. В области экономики это “национальная экономика”, “маркетинг”, “логистика” и др. (В техническом образовании до недавнего времени существовала квалификация “долбёжник”.)

Эшелонирование знаний требовало общего осмысления требований к квалификации разных уровней подготовки. Необходимо было четко сформулировать в терминах получаемых знаний, умений и навыков основные задачи подготовки бакалавров, магистров и кандидатов наук. Если основная цель подготовки бакалавров состоит в получении определенного объема знаний по широкому профилю подготовки и приобретении минимальных навыков их использования на практике, то обучение в магистратуре в большей степени ориентировано на получение специализированных знаний, максимально возможных навыков и определенных умений профессиональной деятельности. Соответственно, кандидат наук наряду с глубокими специализированными знаниями должен обладать умениями не только трансформировать уже имеющиеся, созданные до него знания, но и генерировать новые идеи и знания.

Достаточно сложным и, в определенной степени, спорным был и остаётся вопрос об уровне специализации программы бакалавров и программы магистров. Минимальная специализация подготовки бакалавров необходима и она обеспечивается, прежде всего, написанием курсовых работ и подготовкой выпускной квалификационной работы, а также наличием курсов по выбору студентов. Это связано с тем, что обладатель степени бакалавра должен обладать и определенной квалификацией.

Магистерская программа изначально представляет собой подготовку по более узкому сегменту в рамках данного направления. Причем перечень магистерских программ, реализуемых вузом, может меняться достаточно часто. В рамках магистерских программ существует возможность выделения еще более узких областей специализации. Однако и здесь нужна мера, ибо возникает опасность превратить магистерские программы в программы обучения конкретному ремеслу.

Формирование магистерских программ по различным направлениям подготовки может осуществляться с учетом различных требований и условий.

Например, в основе формирования магистерских программ по направлению «Экономика», в первую очередь, необходимо было использовать междисциплинарный подход. Магистерская программа должна была представлять собой некую обобщенную, комплексную область научных исследований, в рамках которой обязательно выделяются более узкие области специализации. Так, магистерская программа «Экономика предпринимательства» получила специализации: аграрная политика и агробизнес, инвестиционное проектирование, управление развитием фирмы, управление рисками и страхование; магистерская программа «Математические методы анализа экономики» - математические методы в микроэкономическом анализе, математические методы в макроэкономическом анализе, экономическая информатика.

В основе формирования магистерских программ по направлению «Менеджмент» был заложен принцип соответствия определенным, конкретным профессиональным видам деятельности, например, «Бухгалтерский учет и аудит», «Маркетинг», «Управление проектом» и т.п., либо более обобщенный подход, предполагающий выделение 3 видов управленческой деятельности: деловое администрирование, государственное управление, международный бизнес. В последнем случае конкретные профессиональные виды деятельности могли рассматриваться как области специализации.

При формировании перечня магистерских программ крайне нежелательным было ориентироваться на кафедральный принцип, т.к. это могло привести к развитию отрицательных сторон специализации - местничеству, снижению качества. Кафедры могли в этом случае довольствоваться только своими силами, что в условиях ограниченности их ресурсов, в условиях постоянного возникновения новых междисциплинарных сфер научных исследований, могло стать тупиковым вариантом развития факультета в целом.

В системе многоуровневой подготовки магистратура занимает промежуточное положение между бакалавриатом и аспирантурой. Исходя из этого, в подготовке магистров целесообразно было выделить 2 равноценные составляющие: теоретическое обучение и научно-исследовательскую работу. При этом на долю последней, согласно действующим Государственным образовательным стандартам, отводится 50% времени обучения. Кроме того, госстандарт определяет и основные организационные формы научно-исследовательской работы магистров:

  • научно-исследовательская работа в семестре,
  • научно-исследовательская практика,
  • научно-педагогическая практика,
  • магистерская диссертация.

Как видно, в отличие от программы бакалавров магистерская подготовка значительное внимание уделяет организации и прохождению студентом различных практик. При этом их содержание и формы во многом должны определяться соответствующим направлением подготовки.

Так, согласно, образовательному стандарту подготовки магистров по направлению “Менеджмент” научно-исследовательская практика студентов магистерского цикла может осуществляться в форме проведения реального исследовательского проекта, который может быть связан как с разработкой теоретического направления (метода, методики, модели и пр.), так и с изучением реальных ситуаций (например, в рамках консультационного проекта).

В рамках обновления содержания экономического и управленческого образования на экономическом факультете МГУ решался целый ряд и других вопросов и проблем. Перечислим их:

  1. организация переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, которая осложнялась как незнанием многими иностранных языков, так и финансовыми ограничениями;
  2. полное отсутствие на первых порах учебников и учебных пособий по вводимым курсам потребовало сначала перевода и издания классических западных учебников, а затем и создания собственных;
  3. инвентаризация довольно запущенного программного хозяйства, создание заново программ практически всех изучаемых дисциплин. В настоящее время каждые 2 года издаются полные каталоги учебных программ подготовки бакалавров по направлениям “Экономика” и “Менеджмент”;
  4. усиление экономико-математической компоненты подготовки будущих экономистов и управленцев;
  5. изменение схемы и содержания преподавания иностранных языков: увеличены сроки и объёмы часов, английский язык является обязательным для всех студентов, преподавание языков разделено на 2 уровня— базовый и профессиональный;
  6. увеличение возможностей в выборе дисциплин. Первые элективные курсы появились почти 10 лет назад, и с тех пор их число постоянно растёт;
  7. сокращение аудиторной нагрузки студентов. Ныне аудиторная нагрузка на направлении “Экономика” колеблется по семестрам от 27 до 34 часов. Соответственно, увеличивается время студентов, отводимое на самостоятельную работу, которая признаётся в мире одним из наиболее существенных элементов подготовки экономистов;
  8. проведение итогового государственного экзамена в письменной форме. Программы этих экзаменов охватывают широкий круг наиболее фундаментальных вопросов по базовым курсам, изученным за все годы учёбы, и носят комплексный, междисциплинарный характер;
  9. изменение технологий обучения: перевод экзаменов и зачетов в письменную форму, что делает итоги более прозрачными и объективными; введение обязательного промежуточного контроля знаний, результаты которого учитываются при выставлении итоговой оценки.

И всё же особую сложность представляло полномасштабное развертывание магистерских программ. В сентябре 1991 года первые 12 студентов были зачислены на первую магистерскую программу - «Международный бизнес». В 2004/2005 учебном году в рамках магистерской подготовки студентам предоставлена возможность обучения по 2 направлениям - «Экономика» и «Менеджмент» уже по 16 магистерским программам: «Экономическая теория», «Математические методы анализа экономики», «Мировая экономика», «Государственная политика и регулирование», «Финансовая экономика», «Экономика предпринимательства», «Экономика социальной сферы, труда и народонаселения» (направление «Экономика»), «Бухгалтерский учет и аудит», «Общий и стратегический менеджмент», «Управление проектом», «Маркетинг», «Международный бизнес», «Управление персоналом», «Управление рисками и страхование», «Финансовый менеджмент», «Экономическая информатика» (направление «Менеджмент»). Общая численность учащихся на магистерских программах в этом учебном году составила 592 человека, из них 324 человека обучаются на программах направления «Экономика» и 268 человек - по направлению «Менеджмент». Среди обучающихся три четверти лиц имеют базовое высшее экономическое образование, соответственно на долю лиц, имеющих базовое высшее неэкономическое образование, приходится 25%. При достаточно большом отсеве (15-28%) за десятилетний период существования магистратуры дипломы магистров получили 1626 человек.

Переход на многоуровневую систему обучения позволил, на наш взгляд, на магистерском уровне достаточно эффективно решать 2 основные задачи:

  • осуществлять специализированную фундаментальную подготовку научно-педагогических кадров в области экономики и управления;
  • осуществлять специализированную конкретно-прикладную подготовку кадров в области экономики и управления.

Соответственно различаются 2 вида магистерских программ:

  • теоретического, научно-исследовательского характера;
  • прикладного, практического характера.

В первом случае студенты в течение 2 лет продолжают углубленное изучение базовых фундаментальных экономических дисциплин, но при этом большое внимание уделяется их подготовке в конкретной области экономических и управленческих знаний. Одной из основных целей данного вида магистерской подготовки является формирование у студентов определенного аналитического мышления и навыков в области научно-исследовательской и педагогической деятельности. Студентам предоставляется возможность подготовки и сдачи экзаменов кандидатского минимума. Итогом обучения является защита магистерской диссертации и сдача государственных экзаменов, после чего возможно обучение в аспирантуре с целью написания и защиты диссертации на соискание учёной степени кандидата экономических наук.

Во втором случае основная задача магистерской подготовки состоит в том, чтобы наряду с определенной фундаментальной экономической и управленческой подготовкой дать студентам возможность овладеть углубленными конкретно-экономическими и управленческими знаниями и прикладными навыками и умениями. Поэтому в период обучения студенты изучают как теоретические, так и конкретно-экономические и инструментальные дисциплины. Завершается обучение также защитой магистерской диссертации и сдачей государственных экзаменов. Желающим предоставляется возможность подготовки и сдачи экзаменов кандидатского минимума.

Магистерские программы должны быть, с одной стороны, основательными, фундаментальными по содержанию и качеству подготовки, а с другой стороны, - гибкими, живо реагирующими на потребности различных областей экономической и управленческой науки и практики. Обеспечить успешное решение данной задачи, на наш взгляд, позволяет выделение различных областей специализации в каждой программе. Сегодня каждая магистерская программа в рамках направления «Экономика» имеет 3-4 специализации: «Экономическая теория» - институциональный анализ, историко-экономический анализ, системы регулирования в рыночной экономике, теория трансформационных процессов и национальной экономики; «Математические методы анализа экономики» - математические методы в микроэкономическом анализе, математические методы в макроэкономическом анализе, экономическая информатика; «Финансовая экономика» - экономическая теория финансов, финансовая математика, финансовые рынки, финансы корпораций; «Экономика социальной сферы, труда и народонаселения» - экономика труда, экономика и развитие социальной сферы, демография и экономика народонаселения, экономическая теория общественного выбора, развитие человеческих ресурсов; «Мировая экономика» - международные экономические отношения, международные валютно-финансовые отношения, национальные модели экономического развития, глобализация мирового хозяйства и национальная экономическая безопасность; «Экономика предпринимательства» - управление развитием фирмы, инвестиционное проектирование, управление рисками и страхование, аграрная политика и агробизнес; «Государственная политика и регулирование» - конкурентная политика и управление корпорацией, государственные и муниципальные финансы, формирование рыночной инфраструктуры, экономическая политика.

Учебный план каждой магистерской программы состоит из 3 основных блоков дисциплин (соответственно 25%, 25%, 50% учебного времена):

I блок - дисциплины направления - базовые общеобразовательные и экономические (управленческие) дисциплины, обязательные для всех обучающихся на магистерских программах направления «Экономика» или «Менеджмент»;

II блок - дисциплины программы - обязательные фундаментальные дисциплины каждой программы;

III блок - дисциплины специализации: (а) обязательные, (б) по выбору.

Первый блок предусматривает получение необходимых для высококвалифицированных специалистов общенаучных и общеэкономических знаний. Для подготовки магистров по направлению «Экономика» - это продвинутые (advanced) курсы по микро- и макроэкономике, эконометрике, философии и иностранному языку.

Второй блок объединяет курсы, формирующие профиль той или программы. Например, для программы «Математические методы анализа экономики» к их числу следует отнести дисциплины: эконометрика 4, методы оценивания финансовых инструментов; государственные экономические стратегии или модели мировой экономики, Экономико-математические модели или Модели межотраслевого баланса; Основы технологий информационных систем, Динамическое программирование, Управление предприятием с использованием информационных технологий, Теория фирмы или Механизмы межфирменных взаимодействий и их оптимизация, Теория финансовых рынков, Современная социология и экономико-математические методы, производственные функции, Перспективные технологии информационных систем, Теория игр или методы прогнозирования в экономике, Эконометрические модели с распределенными лагами или Институциональные изменения и переходная экономика; Теория отраслевых рынков или Экономическая теория труда; Экономический анализ информационных технологий. Для программы «Мировая экономика» - теория международной торговли, международные валютно-финансовые отношения, национальные модели экономического развития, международная статистика, международные финансовые рынки, иностранные инвестиции в мировой экономике, экономическая компаративистика, международные экономические организации, глобализация мировой экономики, рыночная трансформация экономики постсоциалистических стран: общие черты и национальные особенности, международное страхование, конъюнктура мировых товарных рынков, экономическое развитие, международный бухгалтерский учёт, международная миграция и глобализация экономического развития. Для программы “Экономика предпринимательства” — управление рисками, проектный анализ, предприятие в инновационной среде, конкурентная политика на товарных рынках, государственное регулирование предпринимательства, экономика персонала.

Третий блок обеспечивает специализацию студентов и ориентирует их либо на продолжение дальнейшей исследовательской работы, преподавательскую деятельность в высших учебных заведениях, либо на работу в конкретных сферах экономики и управления.

Таковы итоги усилий по обновлению содержания и структуры университетского экономического образования в МГУ. У читателя может возникнуть вопрос: какое отношение имеет всё это к Болонскому процессу? Ответ: самое прямое .

Каждая европейская страна, заявив о присоединении к нему, начинает изменять свою образовательную систему в соответствии с принципами, сформулированными в пакете документов, объединяемых понятиями Болонский процесс. То есть модернизировать образовательную систему, главным образом, её высший уровень, в соответствии с требованиями постиндустриального развития и глобализации. Присоединение России к европейской программе гармонизации образовательных систем ещё в большей мере означает модернизацию образования, которое в основных своих чертах сложилось во время и под задачи ранней индустриализции.

Между тем, опыт модернизации образования других стран показывает, что она успешной бывает тогда, когда комплексно охватывает:

  • содержание образования
  • структуру образования
  • технологию обучения и организацию учебного процесса
  • ресурсную базу .

На примере экономического факультета мы показали изменение первых двух: содержания и структуры. Видно, что они неразрывны: меняя содержание неизменно приходишь к необходимости структурирования знания, вплоть до изменения схемы ступеней. Верным будет и обратное: пытаясь изменить структуру, вы неизменно затрагиваете содержание. Требование Болонского процесса в отношении перехода на двухступенчатую систему высшего образования будет означать для российских вузов прежде всего обновление, структурирование, и определение конфигурации необходимых и достаточных знаний для каждого уровня, т.е. пересмотр содержания. В каком направлении? В самом общем смысле— в направлении придания содержанию образования постиндустриального характера, когда знания не только трансформируются в квалификацию, но формируют основу экономики знаний. В направлении эшелонирования знания по уровням, более тесной увязки в пакете с навыками их использования, формирования системы пожизненного пополнения и обновления.

В образовательном сообществе распространяется убеждение, что переход на двухступенчатую систему “попутно” позволит решать и ряд других задач:

  • повысить качество;
  • дифференцировать социальный спрос и спрос рынка труда на высшее образование таким образом, что первая ступень будет удовлетворять преимущественно социальный спрос, а вторая — преимущественно спрос на научную, инженерную и другие виды профессиональной элиты;
  • сделать более гибким сочетание сложившихся форм обучения и занятости;
  • дифференцировать и повысить эффективность методик обучения при разделении базовых и специализированных знаний;
  • расширить возможность студентов в самостоятельном и ответственном выборе своего жизненного пути;
  • расширить возможность вузов в проведении селекции студентов и отхода от конвейерной системы, рассчитанной на “середнячка”;
  • осуществить градацию вузов по их реальному потенциалу;
  • расширить возможности междисциплинарности, комбинирования студентами знаний из различных областей, подготовки исследователей “на стыке” специальностей и по новым направлениям;
  • повысить привлекательность образования в глазах работодателей;
  • повысить экономическую эффективность образования;
  • обеспечить узнаваемость дипломов, степеней и систем образования при международных сопоставлениях, потребность в которых растёт вследствие растущей мобильности людей и интернационализации образования.

А как обстоит дело с двумя другими направлениями модернизации образования — технологией обучения и ресурсным обеспечением? Убеждён, что они тоже имеют прямое отношение к Болонскому процессу, а опыт экономического факультета подтверждает и это.

Одним из направлений гармонизации образовательных систем в рамках Болонского процесса является переход на систему кредитных часов или переводных зачётных единиц. Такой переход иногда ошибочно воспринимается как простой пересчёт нагрузки в академических часах в “кредиты”. На самом деле это означает изменение технологии обучения и организации учебного процесса, более глубокое и с более серьёзными трудностями и последствиями, чем переход на систему бакалавр-магистр.

На экономическом факультете МГУ первая прикидка возможности применения “кредитов” была предпринята в 1995 году, т. е. 10 лет назад, однако на факультете пришли к выводу, что использование их в рамках отдельно взятого вуза, тем более факультета, не имело смысла, хотя и могло способствовать развитию обменов с американскими университетами. Сейчас другое время и переход на кредитные часы становится императивом.

Переход на кредитную систему требует определения исходного соотношения аудиторной и самостоятельной работы студента. На уровне бакалавра факультетом было принято соотношение 1:2, на уровне магистра 1:3.

Наиболее продвинуто сегодня использование кредитов на магистерском уровне.

Для учёта трудоёмкости используется единый для всех учебных дисциплин и видов обучения норматив: 1 зачётная единица = 36 академическим часам, 1 учебная неделя = 1,5 зачётным единицам. Общая трудоёмкость магистерской программы равна 120 зачётным единицам, из которых 60 зачётных единиц приходится на 1-ый год обучения и 60 зачётных единиц— на 2-ой год обучения. Учебный план на языке кредитов имеет следующий вид:

Теоретическое обучение: 1-4 триместры — 60 кредитов, в т.ч.

  • дисциплины направления — базовые общеобразовательные и экономические (управленческие) дисциплины, обязательные для всех обучающихся на магистерских программах направления “Экономика” (“Менеджмент”) — 24 кредита (6 дисциплин по 4 кредита);
  • дисциплины программы — обязательные и элективные фундаментальные дисциплины каждой программы — 24 кредита (8 дисциплин по 3 кредита);
  • дисциплины специализации: (а) обязательные, (б) по выбору — 12 кредитов (6 дисциплин по 2 кредита).

Научно-исследовательская работа: 2-6 триместры — 60 кредитов, в т.ч.

  • научные семинары — 25 кредитов
  • курсовая работа — 2 кредита
  • научно-педагогическая практика — 2 кредита
  • преддипломная практика — 19 кредитов
  • подготовка магистерской диссертации — 6 кредитов
  • госэкзамен и защита диссертации — 6 кредитов

Главным изменением в технологии обучения с использованием кредитов является перенос центра тяжести на самостоятельную работу, направляемую и контролируемую по-новому. В условиях широкой обеспеченности учебного процесса учебниками (факультет в течение текущего учебного года сам издаёт в единой серии сразу 70 доступных учебников и учебных пособий) и информацией на электронных носителях студента уже трудно заставить регулярно записывать в конспекты систематическое изложение содержания всех учебных дисциплин. Особенно магистра. Посещаемость таких лекций не высокая и было бы сильным упрощением считать это лишь проявлением недисциплинированности. Поэтому количество лекций, начиная с третьего курса, сокращается, остаются лишь лекции по проблемным проблемные и узловым вопросам. Однако тем более необходимо убедиться в том, что студент самостоятельно изучил содержание учебника, отдельно по разделам и главам, и делать это нужно систематически на протяжении семестра.

Поэтому в организации учебного процесса выделяются 3 взаимосвязанных вида учебной нагрузки, которые формируют общую трудоёмкость изучения каждой дисциплины:

  • аудиторная работа в виде традиционных форм: лекции, семинары, практические занятия и т.п.;
  • самостоятельная работа студентов, которая включает в себя как подготовку к текущим аудиторным занятиям: изучение обязательной и дополнительной литературы, текстов лекций, электронных материалов по теме лекций и семинаров, решение заданных на дом задач и упражнений, подготовка докладов по теме семинара, подготовка к контрольным работам, коллоквиумам и другим формам текущего контроля успеваемости и т.п., так и выполнение дополнительных заданий: поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса, написание реферата, эссе по заданной проблеме, аналитический разбор научных публикаций по определённой проблеме, анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, проведение расчётов, составление схем и моделей на основе статистических материалов, анализ конкретной ситуации и подготовка аналитической записки, практикум по учебной дисциплине с использованием компьютерных, дистанционных технологий и т.п.;
  • контактные часы, в рамках которых преподаватель, с одной стороны, оказывает студенту (предоставляет возможность получить) индивидуальные консультации по ходу выполнения самостоятельных заданий, а с другой стороны, осуществляет контроль и оценивает результаты этих индивидуальных заданий.

Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и специальную. Обязательные формы обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, текстовых заданий и других форм текущего контроля. Баллы, полученные студентом по результатам аудиторной работы, формируют рейтинговую оценку текущей успеваемости студента по дисциплине.

Специальные формы самостоятельной работы (реферат, эссе, доклад и т.д.) направлены на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Подведение итогов и оценка результатов таких форм самостоятельной работы осуществляется во время контактных часов с преподавателем. Баллы, полученные по этим видам работы, формируют оценку по самостоятельной работе студента и также учитываются при итоговой аттестации по курсу.

С введением такого вида учебной нагрузки, как контактные часы, возникает вопрос и об их количественном измерении, доле в общей трудоёмкости изучения дисциплины. При выполнении соотношения между аудиторной и самостоятельной работой на уровне 1 к 2 при подготовке бакалавров и 1 к 3 при подготовке магистров удельный вес нагрузки в виде контактных часов также может быть приравнен к соответствующей единице.

Контактные часы, с точки зрения нагрузки преподавателя, можно рассматривать как аудиторную работу. В этом случае аудиторная нагрузка профессорско-преподавательского состава не только не уменьшается, а заведомо возрастает в объёме и усложняется по содержанию.

Для студентов контактные часы ни в коем случае нельзя отождествлять с понятием коллективных, обязательных аудиторных занятий, т.к. во время контактных часов происходят индивидуальные консультации с преподавателем.

Описанные качественные изменения содержания и технологии обучения предполагают осуществления определённых корректировок и в организации учебного процесса.

Во-первых, по каждому изучаемому курсу помимо традиционной программы преподаватель должен разрабатывать календарно-тематический план. Во-вторых, студент должен уметь планировать и организовывать свою самостоятельную работу. В этом ему может помочь учебная карта самостоятельной работы.

В-третьих, переход на балльно-рейтинговую систему оценки успеваемости должен быть обеспечен чётким и прозрачным учётом выполнения студентом всех видов работ, что позволяет заполнение ведомости успеваемости студентов.

В-четвёртых, в связи с тем, что процесс обучения всё больше и больше становится ориентированным на индивидуальное обучение (особенно это касается магистерского уровня подготовки) целесообразно, чтобы каждый студент разрабатывал индивидуальный план обучения. Соответствующие формы планов, карты и ведомости разработаны на факультете и реально применяются в практике, равно как и Положение о самостоятельной работе студентов и Положение о дополнительной оплате труда преподавателей.

Работа по переводу учебного процесса на кредитные часы сталкивается и с другими проблемами и в целом ещё не завершена. Однако сделанное подтверждает принципиальную возможность такого перехода.

Что касается ресурсного обеспечения, то здесь следует выделить кадровое обеспечение, финансовую и материальную базу. Обновление содержания, переход на двухступенчатую систему и новую технологию потребовал больших усилий по переобучению и повышению квалификации преподавательского корпуса. Языковые курсы, методические конференции и более 300 выездов на зарубежные стажировки, в частности при поддержке инновационного проекта факультета в рамках НФПК, позволили в значительной мере продвинуться в этом направлении. Финансовая база, расширенная за счёт платных программ, позволила иметь на 1 руб. бюджетных средств 3 руб. внебюджетных и обеспечить оплату дополнительного труда преподавателей. Факультет имеет сравнительно современную техническую базу, в т.ч. 6 компьютерных классов, а острую нехватку учебных площадей (менее 1 м 2 на студента) намерен решить путём строительства собственного корпуса площадью 37 тыс. м 2. К существующим помещениям кафедр (иногда это всего 1 модуль в 17 м 2) добавятся технически оснащённые кабинеты для профессоров и преподавателей, для исследовательской и учебной работы (конкретно контактных часов). Сегодня таким “рабочим местом” преподавателя часто является подоконник. К сожалению, из-за нехватки средств строительство идёт недостаточно высокими темпами. В целом в области ресурсного обеспечения также просматриваются достаточно обнадёживающие перспективы завершения перехода на современный тип и уровень университетского экономического образования.

Таким образом, опыт экономического факультета МГУ показывает, что модернизация образования (обновление его содержания, структуры, технологии и ресурсной базы) и основные преобразования, вытекающие из присоединения России к болонскому процессу, не противоречат друг другу и во многом совпадают. Предлагаемый “Болоньей” переход на двухуровневую систему и кредитные часы автоматически создаёт основу решения всех задач, обозначенных в начале статьи как ключевые слова Болонского процесса, в частности для международного сопоставления степеней и дипломов, повышения качества образования (хотя и требует специальных мер) и мобильность учащихся. Что касается европейского измерения образования, то для страны, не являющейся членом ЕС, это пока не так актуально.

Из сказанного можно сделать следующие выводы и обобщения.

  • Болонский процесс — это реакция ЕС на вызовы глобализации в сфере образования, скоординированные действия европейских стран, направленные на повышение конкурентоспособности их образовательных систем.
  • Интерес России в присоединении к Болонскому процессу состоит в перспективе модернизации национальной системы образования, повышения её конкурентоспособности перед вызовами глобализации, превращения образования в важнейший элемент “экономики знания”.
  • Болонский процесс для России — появившаяся в нужное время возможность осмыслить и выбрать конкретные решения наших собственных давно назревших проблем и направлении модернизации высшей школы. Присоединение к Болонскому процессу сегодня представляется наиболее логичным путём модернизации российского высшего образования.
  • Главным направлением присоединения (и модернизации) может, на наш взгляд, стать переход на двухступенчатую систему подготовки кадров с использованием кредитных часов. Такой переход потянет за собою решение всех других задач гармонизации нашего образования с европейскими и сделает возможным отход от наихудшего сценария невнятной и вялотекущей реформы высшего образования, в основном сфокусированной на “совершенствовании экономического механизма” путём нелепой ваучеризации образования.

1 Ограниченный размер статьи не позволяет раскрыть более подробно, каким образом решаются эти “другие” задачи. Автор может отослать читателя к другой своей посвящённой этому вопросу статье “Ступенчатость высшего образования и Болонский процесс”. “Экономика образования”, 2004 №2.

 

 

 

All Rights Reserved. Copyright 2004-2005 by RECEP